Методическая копилка

Развлечение «День Земли».
Всемирный День Земли отмечается ежегодно в день весеннего равноденствия.
Весна: Здравствуйте, дети! Здравствуй наша планета земля!


          Ты можешь удивляться,
        Узнав: земля - наш общий дом.
          Живут в нём звери, птицы,
          И мы с тобой живём!


- Ребята, как вы думаете, почему я вам всё это говорю? (Ответы детей).
Весна: Правильно, потому что сегодня День Земли. Мы с вами являемся частью нашей планеты.


Весна:  Здесь знает каждый: ты и я!
          Природу обижать нельзя!
   Так скажем дружно раз, два, три!
      Откроем праздник День Земли!


В зал неожиданно влетает самолет-письмо:
Весна: Ой, ребята, посмотрите, кажется это письмо.
(читает письмо)  Мальчики и девочки, приглашаю вас в своё зелёное царство. Буду очень рада видеть вас. Планета Земля!
Весна: Хотите побывать в зелёном царстве?Дети: Да!
Весна:  А чтобы очутиться в этом зелёном царстве, нужно закрыть глаза и сказать такие слова: Раз, два, три покружись. В зелёном царстве очутись.
Весна: Смотрите, здесь кто-то сидит. Кто же это? (боковые занавесы сначала закрыты, а потом немного раздвинуть и на ширме уже сидит спящая сова.)
Дети: Сова.
Весна: Здесь сидит мудрая тётушка Сова. Она охраняет вход в волшебное царство. Давайте вежливо поздороваемся с ней, и она проснётся.
Сова: Здравствуйте! Я не сплю, зелёный лес сторожу! С чем ко мне пожаловали?
Весна: Тётушка сова, пропустите нас, пожалуйста, в волшебное зелёное царство. Хотим посадить здесь деревца, лечебную траву, красивые цветы и домик для птиц смастерить.
Сова:  Я пропущу вас в зелёное царство, когда узнаю, что вы действительно умеете мастерить домик для птиц, любите землю, природу, много о ней знаете!
Весна:  Тётушка сова, а еще обо мне много есть пословиц, вот послушайте:
 - Апрель землю красит.
- Весенний день год красит.
- Зазеленел листок – стал пригожим лесок.
Сова: Спасибо тебе Весна.Для вас у меня, ребята, есть загадки. Отгадайте их.
Сова: Все загадки отгадали. Молодцы, ребята! А теперь поиграйте со мной. Вы должны дружно отвечать на мои вопросы “Можно” или “Нельзя”:
1. – Ходить в лесу по тропинкам ……(М.)
Ходить по траве, где попало ……(Н)
1. – Собирать в лесу грибы …..(М.)
Вырывать их с корнем ……(Н.)
1. Слушать пение птиц ……(М.)
А шуметь в лесу, включать музыку ….(Н.)
1. - Наблюдать за муравьями …….(М.)
А разрушать муравейники …….(Н.)
1. – Можно брать детёнышей диких животных домой? (Н.)
Почему? (Лес – родной дом зверей и создать дома такие же условия, как в лесу – очень трудно. Животные не могут жить с нами)
Сова: - Теперь я вам расскажу о трёх правилах, которые надо знать, кто приходит к нам в гости.




Сова:


Дом со всех сторон открыт
           Он резною крышей крыт
           Заходи в зелёный дом
           Чудеса увидишь в нём.


Добро пожаловать в волшебное царство! ( Сова уходит)
(на ширме появляется Старичок Лесовичек):
Весна: Здравствуйте, кто вы дедушка?
Лесовичок:  Знаю лес и лес люблю,


          В гости вас к себе зову.
   Все в лесу мне интересно.
    Каждый куст и каждый пень.
              Я весёлый старичок,
              Старичок – Лесовичок


Добро пожаловать в волшебное царство!
Старичок -Лесовичок: Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Давайте поиграем в игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».
Если я приду в лесок и сорву ромашку?   (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?  (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?  (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду?    (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду?       (нет)
Если мусор уберу, банку накопаю?              (да)
 Я люблю свою природу, я ей помогаю!      (да)
Лесовичок: А теперь я узнаю, хорошо ли вы знаете, кто в лесу живёт? Что в лесу растёт?
        - Не мышь, не птица, в лесу резвится,
          На деревьях живёт, и орешки грызёт . (Белка)
Весна: (Обращает внимание на шишки, которые раскиданы по ковру.) Посмотрите, сколько шишек белочка раскидала. Давайте поможем Лесовичку их собрать. Аттракцион: « Кто больше соберёт шишек?»
Лесовичок:           Кто в лесу глухом живёт? Неуклюжий, косолапый?
                                Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу?  (Медведь)
Игра «У медведя во бору».
Лесовичок:   А я люблю одно дерево. А отгадайте какое?
                                    Не заботясь о погоде,
                                    В сарафане белом ходит,
                                    А в один из тёплых дней
                                   Май серёжки дарит ей!   (Берёза).
Лесовичок:             На планете год от года,
                                  Человек вредит природе.
                                  И не понял он чудак,
                                  Что природа - не пустяк!!!
Весна:                      На земле исчезают цветы,
                                 С каждым годом заметнее это,
                                 Меньше радости и красоты,
                                 Оставляет нам каждое лето!
 Береги свою планету, Ведь другой планеты нету !!!
Лесовичок:  Какие вы хорошие ребята. Побывав у вас в гостях, я понял, что вы любите природу, оберегаете её. А сейчас я хочу подарить вам чудесные семена. Семена красивых цветов, которые вы посадите на участке детского сада. Спасибо вам большое, что поиграли со мной, отгадывали загадки, но мне пора уходить, ведь меня ждут в гости и другие ребята. До свидания!!!


Весна:         Славно мы повеселились,
                    Поиграли, потрудились.
                    А сейчас, пришла пора


 Спеть песенку о радуге друзья! Исполняется песня» Радужная песенка»
Весна:    Вот мы с вами и побывали в зелёном царстве? Посмотрите, какие чудесные корзинки оставила нам Земля-кормилица. Спасибо ей большое за такой прекрасный подарок. Мы возьмём корзинки с собой и съедим фрукты в группе. Растите дети большими, и берегите землю, она вернёт вам заботу о себе – хорошим здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц, красотой зелёного царства Природы.




Проект

«Птицы зимой»
Средняя группа
                                                                          
Актуальность
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. 
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель:                                                                                                                    Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни,  характерных признаках и  связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:                                                                                                                  -
 - Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе;   
 - Учить узнавать пернатых по внешнему виду;                                                                                           - Обогатить  словарный  запас детей;                     
 - Активизировать познавательную деятельность;                                                           - Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;
- Воспитание ответственного и бережного отношения к природным объектам.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно их подкармливать.
Тип проекта:  познавательный, информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.        
 Срок реализации: два месяца;
Участники: дети, воспитатель, родители.
Предварительная работа:
 - подготовка наглядного материала  с изображением зимующих птиц (открытки, плакаты, фотографии, презентация о зимующих птицах);
- подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса  птиц»);
- подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.
- изготовление родителями кормушек для птиц и поделок птиц.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
•                   Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
•                   Создание необходимых условий для реализации проекта.
•                   Перспективное планирование проекта.
•                   Разработка и накопление методических материалов по теме.
II этап – основной (практический).
•                   Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
III этап – заключительный.
•                   Оформление результата проекта в виде презентаций.
•                   Проведение итогового мероприятия «Гости под моим окном».
Накануне выходных родителям сообщить тему недели и дать домашние задания:
1. Рекомендации на совместные прогулки:
•                   Подсыпать корм, развивать словарный запас ребенка.
2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
В заключении проекта детям совместно с родителями предложить создать о птицах презентации и сообщения.
Форма проведения: НОД, беседы, наблюдения, дидактические  и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные виды деятельности.

Реализация проекта:
№ П\П
                                 Вид деятельности
1
Наблюдение «Птицы зимой»;        
Задачи:
-Организовать наблюдение за  птицами предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу. Организовать кормление.
-Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе.
-Учить детей  выявлять особенности передвижения различных птиц, учить рассказывать о том, что делают птицы.
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
2
Непосредственно образовательная деятельность
Аппликация «Воробьи зимой»                                                                                       Задачи:
-Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года.
-Закрепить знания о зиме.
-Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.
3
Непосредственно образовательная деятельность
 «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?».
4
Художественное творчество: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей», «Синички – сестрички», «Учимся лепить птиц»
Задачи:
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Вызвать желание нарисовать ветку рябины, чтобы накормить снегирей, которые прилетели и ждут.
- Вызвать желание лепить птиц.
5
   Непосредственно образовательная деятельность
  «Зимние гости», «Кто, как проводит зиму в лесу?» «Зимующие птицы».
6
Раскрашивание силуэтов птиц.
Задачи:
-развитие мелкой моторики рук
-учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц.
7
  • Чтение  художественной литературы о  птицах;
Стихотворение Н. Грибачевой «Ну, морозы, ну, морозы!»
  • Сказки М. Горького «Воробьишко».
Задачи:
- Формировать у детей внимательно слушать и понимать произведения.  -Следить за развитием сюжета, высказывать свое эмоциональное отношение.

8
Слушание: «Голоса птиц»; «Воробей храбрый»;
Задачи:
Учить распознавать по голосу пение птиц.
9
Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор».
10
Подвижные игры: «Кот и воробьи», «Собачка и воробьи»;  «Снегири», «Воробушки и кот»,  «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».
Задачи:
-Способствовать  совершенствованию выполнения детьми  основного вида движений –бега .
- развивать выразительность и красоту движений

11
Дидактические игры «Кто как голос подает?», «Большой – маленький», «Один – много», «Скажи наоборот»;  «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию»,  «Чей хвост?»,  «Узнай по голосу», «Что едят птицы?».
-развивать слуховое восприятие у детей.
- формировать умение концентрировать внимание.

12
Сценка «Где обедал воробей».
13
Домашнее задание для родителей: изготовление кормушек для птиц  и  поделки птиц;
14
Папка-передвижка «Поможем перезимовать пернатым»; «Домашнее задание для родителей»;

Продукты проекта.
-Выставка рисунков и аппликаций.
- Выставка познавательной и художественной литературы о птицах «Мир птиц»;
- Выставка на стенде «Мир глазами ребенка»: «Птицы – наши друзья»;
- Отчетная информация на сайте ДОУ;
- Фотовыставка в соцсетях в группе «Солнечные лучики».
 Полученные результаты:
          В ходе реализации данного проекта у детей сформируется система знаний о зимующих птицах,  гуманное отношение к природе, разовьется интерес и любовь к родному краю, усовершенствуются умения отражать это в продуктивной деятельности.
           - получены первоначальные представления об образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года;
     - проявляется интерес  к живой природе, к птицам;
- сформированы умения сравнивать разных птиц, выделяя сходство и различия в строении и
    поведении;
-укреплено и развито  взаимодействие с родителями.



«Занятие по сказке В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

Подготовительная к школе  группа.

Программное содержание: уточнить знания детей о насекомых, условиях их жизни, их пользе для человека и природы, закрепить умение узнавать насекомых по описанию, внешнему виду. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать насекомых. Формировать понятие «насекомые».
Воспитывать бережное отношение к живой природе, любовь к насеком
ым.
Развивающая среда: Карандаши, листы с заданием, карточки с изображением насекомых, сказка В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил», дидактическая игра «Каждому свой дом», подвижная игра «Собери семью».

Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о насекомых. Отгадайте загадки.
Воспитатель загадывает загадки:

Под корой сосны и ели                        Черен - да не ворон,           
Точит сложные тоннели,                  Рогат – да не бык,
Только к дятлу на обед                      Шесть ног – да без копыт.(Жук).                                                         
Попадает…(короед).                  

Летом много их бывает,                   На поляне возле ёлок
А зимой все вымирают.                     Дом построен из иголок.
Прыгают, жужжат над ухом,       За травой не виден он,
Как они зовутся?...(мухи).               А жильцов в нем миллион.(Муравейник).

Жу-жу, жу-жу,                                Мы – лесные жители,                              
Я на ветке сижу,                             Мудрые строители.
Я на ветке сижу,                            Из иголок всей артелью
Букву «Ж» все твержу.                 Строим дом себе под елью.(Муравьи).
Зная твердо букву эту,
Я жужжу зимой и летом.(Жук).

Воспитатель читает отрывок из сказки В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил».
Вопросы по сказке:
1.Что повредил себе Муравьишка?(ноги).
2.Кто помогал Муравьишке добраться до дома?(насекомые).
3.Как зовут насекомых, которые помогли Муравьишке добраться до дома?(Жучок-Блошачок, Кузнечик).
4. До какого препятствия довез Жучок-Блошачок  Муравьишку? (до забора).
5.Что напоминают ножки Жучка-Блошачка? (пружинки)
6. Как называется жилище муравьёв? (муравейник).

Задания детям: детям раздаются карандаши и листы с заданием.
1.     Кто и как помог Муравьишке перебраться через картофельное поле? Что посоветовал Жучок-Блошачок, добравшись до забора?
2.     Укажи цветными линиями, где любят бывать паучок, колорадский жук, божья коровка.
3.     Раскрась жучков.
4.     Помоги починить забор. Сколько дощечек тебе понадобится? Раскрась детали.
5.     Собери такой же домик (из геометрических фигур).

Физкульт-пауза «Помощники Муравьишки» (авторское, разработано совместно с детьми по сказке). Дети читают и выполняют движения по тексту, имитируя повадки насекомых.

Муравьишка жил в лесу                         На коне поскакал.       
И пришла беда к нему.                           Жучок-Блошачок
На березу он залез                                  Маленький жучок
Посмотреть родной свой лес                 Щелк, щелк до забора
Ветер шутку с ним сыграл,                    И оставил там больного.
Ножки муравью сломал.                        А кузнечик подскочил
Насекомые узнали,                                 Через забор, и опустил
Муравьишке помогали.                          На бережок у реки:
Первым Гусеница-Землемер                -Водомерка, помоги!
С Муравьишкой на спине                      Водомерка-Клоп по воде скользит
В путь отправился далекий-                  Словно лодочка бежит.
Мерил землю своим ростом.                 Майский Жук летит к березе
А второй- Паучок                                   Время скоро на исходе.
Быстро-быстро, со всех ног                  Гусеница с Муравьишкой
Добежал до дорожки                             Опустились вниз по нити
И оставил хромоножку.                        Прямо в муравьиный дом
Жужелицу оседлал-                               Рады Муравьишке в нем!



Вопросы:
1.     Назови, одним словом: Муравей, бабочка, кузнечик, стрекоза, божья коровка, муха (насекомые).
2.     Кто здесь лишний: мотылёк, паук, колорадский жук, карась, гусеница (карась).
3.     Где можно встретить насекомых.
4.     Кто из насекомых самый трудолюбивый (муравей).

Дидактическая игра «Каждому свой дом»

На маленьких картинках изображения насекомых: муравей, паук, божья коровка, кузнечик, бабочка, стрекоза, колорадский жук, гусеница, комар
На больших картинах изображена среда обитания: болото, лес, луг, поле.
 Дети должны определить место обитания каждого насекомого и объяснить свой выбор.
Воспитатель читает стихотворения:
Муравьиный поезд.

Вы живые поезда не видали никогда?
Там, где пеший не пройдет, не проедет конный,
Взад-вперед, взад-вперед катятся вагоны.
Маленькие, черные, юркие, проворные.
Что вагончики везут? Не железо, не мазут.
Щепки да соломинки для своей хороминки.
Вот отстал один вагон, и сейчас же с двух сторон
Два вагона-братца на подмогу мчатся.
Что такое? В чем зацепка? Тяжела вагону щепка!
Взяли два вагончика щепку за два кончика,
Подтолкнули крепко- покатилась щепка!
Эх, вагоны-мураши; до чего же хороши:
Коль придется туго, выручат друг друга!
                                      Е. Серова.
Подвижная игра «Собери семью»
 Дети надевают шапочки (Муравьёв, божьих коровок, жуков). Звучит музыка, дети бегают, с окончанием музыки дети берутся за руки, образуя круг- «семью»  (Муравьиную, колорадских жуков, божьих коровок).




Проект по развитию мелкой моторики в младшей группе
 «Веселые пальчики"

Продолжительность проекта: 4 недели
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Возраст детей:2 - 3 года
Интеграция областей:
·        Социализация
·        Познание
·        Коммуникация
·        Труд
·        Чтение художественной литературы
·        Безопасность
Актуальность проблемы:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи проекта:
·        совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
·        развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
·        развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
·        развивать эмоциональную отзывчивость;
·        развивать коммуникативные навыки.
Подготовительный этап
Выбор темы, постановка целей и задач;
Написание перспективного плана;
Подбор материала для игр.
Основной этап
Лабиринты;
Массаж рук с помощью подручных предметов;
Упражнения пальчиковой гимнастики;
Художественное творчество;
Проведение д/игр и п/игр;
Консультации для родителей.

Заключительный этап
Развлечение «Веселые пальчики»;
Оформление проектной деятельности;
Подведение итогов, сделать вывод по теме проектной деятельности.
Перспективный план проектной деятельности
«Веселые пальчики»
1 неделя
Игра с песком «Найди шарик»
Д/и «Кукла Маша у нас в гостях»
Массаж рук с помощью подручных предметов (карандаш)
Упражнение пальчиковой гимнастики «Сорока-сорока»
Лепка «Покормим курочку»
П/игра «Куры и кошка»
Упражнение пальчиковой гимнастики «Пчелка»
Д/и «Волшебный мешочек»
Игра с прищепками «Елочка»
Игра с прищепками  «Ежик»
Папка-передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
2 неделя
Игра с песком «Печенье»
Массаж рук с помощью подручных предметов (грецкий орех)
Д/и «Воздушные шарики»
Упражнение пальчиковой гимнастики «Дружба»
Д/и «Бусы»
Лепка «Ладушки - ладушки»
П/игра «Ладушки - оладушки»
Игры с прищепками «Цветок», «Солнышко»
Рисование «Колобок»
Консультация для родителей «Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте».
3 неделя
Игра с песком «Пекарня»
Дорисуй дождик
Массаж рук с помощью подручных предметов (веточки елочки)
Д/и «Больше - меньше»
Упражнение пальчиковой гимнастики «Спрячь в ладошке»
Сюжетно-ролевая игра «Выздоровление Машеньки»
Д/и «Найди ошибку и исправь ее»
Лепка «Божья коровка»
Упражнение пальчиковой гимнастики «Солнышко»
Игра с прищепками «Елочка»
Игра с прищепками «Ежик»
4 неделя
Игра с песком «Художник»
Д/и «Разноцветные пуговки»
Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом».
Упражнение пальчиковой гимнастики «Пальчики в лесу»
Упражнение пальчиковой гимнастики  «Кошка»
Сюжетно-ролевая игра «Кукла Оля испачкала платье»
Д/и «Яблоко с пуговицей»
Игра с прищепками «Веселые прищепки»
Рисование «Ежик»
Развлечение «Кукла Маша к нам в гости пришла»


 Путешествие в сказочное королевство.
(Игра – турнир с детьми старшего возраста)

  
Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
  • продолжать обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Эстетические:
  • играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое:
  • осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Оборудование: шахматная доска напольная, шашки, шапочка зайка, эмблемы с картинками котят – черные и белые, медали, музыкальный центр, лесная поляна.
Ход игры-турнира.
         Дети входят в зал, располагаются вокруг стола, где сидит Зайка с шашками.
Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их. На занятии постараемся быть внимательными, правильно отвечать на вопросы.
Воспитатель:    Зайке шашки подарили,
                           А зачем – не говорили.
                          Зайка их сперва погрыз:
                          Несъедобны – вот сюрприз!
                           Что же делать зайке с ними,
                           С несъедобными такими?
                          Зайка их сперва катал.
                          Стало скучно, он устал.
         Зайка ничего не знает про шашки. А мы с вами знаем! Давайте отправимся в шашечное королевство и Зайке расскажем о шашках.
                           Мы в волшебную страну
                           Прибываем с вами.
                           Познакомим Зайку мы
                           С шашками-жильцами.
Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики.
         Жили-были на одной шахматной доске два шашечных королевства. Какого цвета?
Дети: Белое и черное.
Воспитатель: Сколько жителей было в каждом королевстве?
Дети: Двенадцать.
Воспитатель: Каждый жил в своем домике. В белом или черном?
Дети: В черном – шашки стоят на черных клетках.
Воспитатель: И гулять все жители шашечной страны любили по черным полям, и ходили они не направо, не налево, не прямо. А как? Катя сейчас расскажет.
Ребенок: Шашки не ходят по прямой –
                Они из дома и домой
                Шагают лишь наискосок:
                Из уголка - на уголок!
                Как же двигаются шашки?
Дети: По диагонали.
Воспитатель: К сожаленью, между двумя королевствами не было мира. Как только встретятся черные с белыми, начинается сражение. А еще у каждого жителя этой сказочной страны был свой адрес. Чем обозначаются каждые клетки?
Дети: Буквой и цифрой.
Ребенок: Адрес поля очень прост:
                Буква – нос, а цифра – хвост.
Воспитатель: А для чего сказочным жителям адреса?
Дети: Это нужно для того, чтобы записать, какой был сделан ход и как на доске стоят шашки.
 Воспитатель: Зайка хочет поиграть, лапки стал он потирать.
Проводится со всеми игру
1,2,3,4,5 начинаем мы играть.
Игр много – посмотри,
По душе игру возьми:
Пазлы, прятки, догонялки,
Дочки-матери, скакалки,
Стройка, кубики, мячи –
Выбирай, играй, скачи!
Игр много на земле,
Но шашки всем нам по душе.

Воспитатель: А сейчас мы научим Зайку играть в шашки «Кто быстрее?».     В игре будут участвовать 8  человек: четверо детей – «Белые котята», другие четверо – «Черные котята».
 Ребенок: Чтоб путь победы
                В сраженье открыть,
                Отважным и смелым
                Игрок должен быть.
               Упорным -  награда –
               Победа в сраженье,
               А всех невнимательных
               Ждет пораженье.
  Воспитатель: Давайте разделимся на команды. Кто правильно ответит на вопрос, возьмет себе эмблему, на которой изображена белые и черные котята.
Три котенка на диване, три котёночка у Вани.
Теперь спросим у ребят
Сколько было всех котят? (6)

У белки в дупле
Шесть орешков в мешке
Еще три на полке
Посчитай-ка их, сколько? (9)
В кружку сорвала Марина
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке? (4)

На тарелочке семь слив,
Вид их очень красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил?(3)

Ежик по лесу шел
И подснежники нашел:
три под березкой,
пять - у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (8)

На кустике перед забором
Шесть ярко-красных помидоров
Потом четыре оторвалось,
А сколько на кусте осталось? (2)

Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж? (2)

Как-то пятеро ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
Сколько в снег свалились? (3)

У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
Сколько посмотри? (7)
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка,
Появился хитрый кот...
Сколько рыб домой Егорка 
На уху нам принесет? (0)

Прыгает в поле десять сорок.
Девять взлетели, сели на ели,
Сколько осталось в поле сорок? (1)

Два карандаша у Миши,
Три карандаша у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей? (5)

Потеряла Золушка башмачок.
Прибежала с праздника – и молчок.
Стали ей потерянный примерять.
Сколько же у Золушки их опять? (2)

Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделите на троих -
Сколько каждому из них? (по 3)

Четыре цыпленка стоят,
Два в скорлупке сидят.
Сколько будет детей
У наседки моей?  (6)

Воспитатель: Команды займите свои места. Вам нужно будет по очереди подходить к шахматной доске и делать ход. А еще побить шашки противника или попасть в дамки.  Итак, первыми ходят «Белые котята».
Дети подходят к шахматной доске и делают ходы шашками своего цвета.
Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не выиграет или будет ничья.
         Воспитатель:     В шашки дружно мы играли.
Все задачки отгадали.
Зайке тоже помогли.
Всем спасибо, молодцы.
Приходите в гости к нам,
Рады мы всегда гостям!
Всем участникам вручаются медали. Под звуки торжественного марша команды выходят из зала.













Комментарии